МАДОУ д/с№12

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

  Основные положения.

Говоря о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, нужно обратиться к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», принятому  1 сентября 2013 года. Этот закон внес ряд существенных изменений, как в систему образования Российской Федерации в целом, так непосредственно в дошкольное образование.                  

В структуру Российского образования входят: общее образование,  профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Изменения структуры системы образования заключаются в следующем, добавлены два новых уровня – это уровень дошкольного образования, и уровень подготовки кадров высшей квалификации. Для сравнения: прежде статус дошкольного образования не был определен, и дошкольное образование юридически не считалось уровнем или ступенью, что не позволяло относиться к нему по достаточному принципу. Сейчас уровень дошкольного образования особенный: во первых он не обязателен в отличие от других уровней общего образования, отсутствует возможность изменить ребенку какую либо ответственность за результат.

Уровень образования -  согласно федеральному закону это завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. Совокупность требований к образованию определенного уровня, утвержденных федеральным органом исполнительной власти – это и есть Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

Мы переходим от ФГТ дошкольного образования к ФГОС. Работа по внедрению ФГТ начата в марте  2010 года, с 1 января 2014 года вступают в силу ФГОС.

В приказе № 1155 от 17 октября 2013 года  об утверждении стандарта сказано:

1. Утвердить прилагаемый федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации:

 от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

 от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Обратите внимание, что предыдущий документ ФГТ и ФГОС, по своей структуре являются преемственными по отношению друг к другу. Содержание любой программы должно охватывать определенные направления развития  детей, которые в данном случае называются образовательными областями. Большинство педагогов с этим перечнем уже  знакомы. Это пять образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественное  - эстетическое развитие, физическое развитие.

Давайте вспомним, Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы, и опять видим преемственность этих документов. Согласно ФГТ содержание десяти образовательных областей было направлено на решение задач по четырем направлениям развития ребенка физическое развитие, социально- личностное, познавательное – речевое, и художественно – эстетическое развитие.

Вы уже видите преемственность пяти образовательных областей нового стандарта.  Обратите внимание на слайд. Слева 5 образовательных областей  нового стандарта. Справа 4 направления развития согласно ФГТ. Итак, социально – личностное развитие теперь называется социально- коммуникативным. Познавательно – речевое развитие разделено на две самостоятельные области: познавательное развитие и речевое развитие. Художественно – эстетическое и физическое развитие соответственно  остаются, как и прежде.  Естественно стоит заметить, что работа по образовательным областям продолжает  строиться на принципах интеграции. Что же получается с личностным развитием? Дело в том, что разработчики стандартов решили, что нет смысла выносить личностное развитие в какую - то отдельную образовательную область, развитие личности ребенка происходит во всех видах его деятельности при освоении всех образовательных областей.

Далее стандарт  прописывает конкретные задачи по освоению каждой образовательной области.

Социально – коммуникативное:

 Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции. Развитие социального и эмоционального интеллекта. Формирование готовности к совместной деятельности. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержание образовательных областей, которые были в ФГТ (труд, безопасность) входят в социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения и творческой активности.

 Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие.

Владение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря.  Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов  различных жанров детской литературы. Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 Художественно – эстетическое развитие.

Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру.  Формирование элементарных представлений о видах искусства.  Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие.

 Приобретение опыта в двигательной деятельности…  Развитие физических качеств… Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики Правильное выполнение основных движений Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта Овладение подвижными играми с правилами Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере  Становление ценностей здорового образа жизни, овладение  его элементарными нормами и правилами.

 Конкретное содержание образовательных областей зависит от возраста детей. Оно должно реализовываться  в определенных видах деятельности, через которые идет формирование ребенка дошкольного возраста. В младенческом возрасте  - это непосредственно образовательное общение с взрослыми, манипулирование. В раннем возрасте - предметная деятельность, экспериментирование с материалами и веществами. В дошкольном возрасте -  это освоение целого ряда видов детской деятельности. Что это за виды детской деятельности? Они были прописаны  в ФГТ. В стандарте это как раз именно те виды детской деятельности, которыми ребенок должен заниматься в определенном возрасте для полноценного физического, психического и эмоционального развития. Давайте еще раз на них остановимся.

Это:

Игровая деятельность.

Коммуникативная  (общение, взаимодействие с взрослыми и сверстниками).

Познавательно – исследовательская деятельность (т.е. исследование объектов окружающего мира различными  доступными  детям способами, экспериментирование с ним).

К реализации основной образовательной программы относится так же оценка индивидуального развития детей, в виде мониторинга. Образовательный стандарт выдвигает два вида: педагогическую и психологическую диагностику.

Педагогическую диагностику проводит педагогический работник, исключительно с целью оценки индивидуального развития детей. Она связана с оценкой эффективности педагогических действий и будет лежать в основе дальнейшего планирования.  Что это значит? Это внутренний педагогический мониторинг, который не должен разделять детей на уровни, выставлять им какие – то оценки и сравнивать между собой, это только для построения образовательной деятельности. 

Психологическую диагностику можно проводить дополнительно по необходимости и только квалифицированным специалистом с целью выявления индивидуальных психологических особенностей детей.  Психологическая диагностика допускается только с согласия родителей.

Дошкольное детство отличается от других уровней развития тем, что ребенок может развиваться гибко ипластично. Что это значит? Он может завтра не помнить, что учил сегодня, а послезавтра вспомнить и это нормально для данного возраста.

Высокий разброс развития, что это значит? Все, кто работал с маленькими детьми, прекрасно знают, что дети одного возраста могут сильно отличаться друг от друга по своему уровню развития. 

Непосредственность и непроизвольность являются особенностями дошкольного детства.

А также дошкольное образование имеет свои собственныесистемные особенности: во первых это не обязательность уровня дошкольного образования в РФ. Что значит не обязательность уровня? Не закончив один уровень образования, человек не может перейти на следующий уровень.  К дошкольному образованию это не относится. Уровень есть, но обязательности его нет, потому что мы не имеем права вменять ребенку какую-либо ответственность за результат. Маленькие дети не могут нести  полноценную ответственность за результат, за выполнение каких либо заданий, за качество. Конечно, мы приучаем их к ответственности и самостоятельности, но одно дело приучать, другое дело требовать.

Что же вытекает из этой специфики.  Учет  выше перечисленных особенностей дошкольного детства делает не правомерными требования к ребенку дошкольного возраста каких -  то конкретных образовательных достижений. Мы  знаем, что от ребенка в школьном возрасте требуются достижения. У дошкольников это не возможно. Из этого следует необходимость определения результатов освоения образовательной программы не в виде сформированных навыков, знаний и умений, а в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не могут служить основанием для:

 аттестации педагогических кадров  оценки качества образования  оценки уровня развития детей, в т.ч. в рамках мониторинга оценки выполнения муниципального (государственного) задания посредством включения в показатели качества выполнения задания  распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОО

Прежде чем ознакомиться с целевыми ориентирами дошкольного образования, вспомните интегративные качества ребенка семи лет согласно ФГТ.

ФГОС предлагает целевые ориентиры. В целевых ориентирах нет конкретных знаний, умений и навыков, которые можно контролировать. Почему это происходит, если мы с вами обратим свое внимание на статьи 64 и 66 закона «Об образовании в Российской Федерации». Там описаны следующие основные уровни направления дошкольного образования:

- формирование общей культуры;

- развитие физических, интеллектуальных,  нравственных, эстетических
и личностных качеств;

-  формирование предпосылок учебной деятельности;

- сохранение и укрепление здоровья.

У остальных есть свои уровни направления образования:

- овладение чтением,  письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Это основные задачи начального общего образования.

Задача дошкольного образования: сформировать предпосылки для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог овладеть этим материалом. Это не значит, конечно, что если ребенок стремится читать и считать в дошкольном детстве, что не надо ограничивать, но это и не значит, что его надо заставлять. 

Надо дать возможность  каждому воспитаннику полноценно прожить период детства.

29 мая 2016 в 18:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.